Строковый калькулятор в делфи

Delphi site: daily Delphi-news, documentation, articles, review, interview, computer humor.

Цель работы — создать программу, выполняющую действия строкового калькулятора.

Описание плана разработки программы

1. Открыть новый проект.

2. Разместить на форме экземпляры компонентов: Edit, Label, Button. Фрагмент программы

Цель проекта: разработать программу «Стандартный калькулятор», практическое знакомство со способами создания программ на Delphi, изучение тем «Ветвление» и «Циклы» в процессе написания программы.

Количество часов на выполнение проекта: 5

Введение.

  1. При изучении темы «Алгоритмизация и программирование» я использую систему программирования Delphi, так как считаю, что язык программирования Паскаль наиболее пригоден для использования в учебном процессе. Использование визуальной объектно-ориентированной системы позволяет знакомить учащихся с современными методами создания программ и создает положительную мотивацию в изучении информатики, так как учащиеся создают реально работающие и полезные программы, например калькуляторы, музыкальные и видео — проигрыватели и др.
  2. Проектная форма организации работы позволяет увлечь учащихся индивидуальной и коллективной работой над проектами. В проектной деятельности важно самовыражение автора, его личное творчество. Так же при использовании проектов активизируется поисковая активность учащихся и реализуется потребность в свободе: перемещение по классу; возможность выбора темпа изучения, уровня сложности материала, самого способа решения.
  3. В ходе выполнения проекта используется проблемный подход: по мере появления вопросов у учащихся «Как реализовать данную функцию?» изучаются соответствующие темы. При работе над проектом «Стандартный калькулятор» рассматриваются следующие темы: «Ветвление», «Множественный выбор», «Циклы»
  4. Данный проект предлагается учащимся после изучения тем «Основы объектно-ориентированного программирования», «Основы визуального проектирования и программирования в среде Delphi», «Описание констант и переменных», «Арифметические операции и функции»

1 урок «Разработка интерфейса программы»

Задание. Разработать интерфейс программы «Стандартный калькулятор»

MainMenu – создание меню программы
Label – надпись
Edit – поле для ввода и вывода
BitBtn – кнопка (настраивается цвет надписи на кнопке в отличие от Button)
Image – вставка изображения

Разработка интерфейса.

1. Создать форму.

Свойства формы.
Name: kalkul
Caption: Калькулятор
Color: цвет по желанию
BorderIcons: biMaximize – False, остальное True.

2. Разместить на форме объект Edit. Свойства: Name : Edit1, Text – пустая строка.

3. Разместить на форме соответствующее число кнопок.

– цифры от 0 до 9,
– знаки арифметических операций,
– знак «=»
– знаки функций (корень, синус, косинус и т.д.)

Читайте также:  Составить уравнение сторон треугольника с вершинами


Объект – кнопка BitBtn.

Свойства:
Name – можно оставить по умолчанию
Caption – соответствующее выполняемой функции название
Font – шрифт и цвет шрифта по желанию

4. Поместить на форму изображение (если нужно), настроить цвет формы, шрифт, сделать соответствующие надписи на форме (если нужно).

Примерный вид интерфейса программы

Домашнее задание. Повторить темы: «Описание констант и переменных», «Арифметические операции и функции» по конспекту учащегося. См. Приложение 1 и Приложение 2.

2 урок «Написание процедур выполнения арифметических операций»

I. Написать процедуры ввода чисел. Для этого щелкнуть два раза по кнопке «1» (объект BitBtn1) и ввести следующий код:

Аналогично написать процедуры ввода остальных цифр и символа «,»

II. Создать процедуру очистки поля Edit1, кнопка «С» (объект BitBtn22)

III. Создать процедуры обработки нажатий кнопок «+», «», «/», «*» и «=». Для этого необходимо сначала разобрать с учащимися алгоритм работы с калькулятором:

  1. Ввести число в поле Edit1. При этом в поле Edit1 число будет представлено как текстовая строка.
  2. Нажать кнопку «+». В процедуре обработки этой кнопки необходимо выполнить следующие действия:
    • преобразовать эту строку в число с помощью функции StrToFloat;
    • сохранить это число в переменной X;
    • сохранить в переменной, например, kod код этой операции;
    • очистить поле Edit1.
    • Ввести второе число в поле Edit1.
    • Нажать кнопку «=».В процедуре обработки этой кнопки необходимо выполнить следующие действия:
      • преобразовать эту строку в число с помощью функции StrToFloat;
      • сохранить это число в переменной Y;
      • в зависимости от кода операции, сохраненной в переменной kod, выполнить арифметическую операцию, например, z:=x+y;
      • преобразовать число, находящееся в переменной Z, в текст с помощью функции FloatToStr и вывести в поле Edit1.

      IV. Что необходимо для реализации этого алгоритма?

      1. Описать переменные X, Y, Z, kod. Описывать переменные будем в основной программе, модуле Unit, чтобы переменные могли действовать в любой процедуре (глобальные переменные).

      2. Создать процедуры обработки нажатий кнопок «+», «», «/», «*»

      procedure TForm1.BitBtn17Click(Sender: TObject);
      begin
      x:= strtofloat(edit1.text);
      kod := ‘+’;
      edit1.Clear;
      end;

      Но что будет, если мы в поле Edit1 ничего не введем и нажмем кнопку «+»? Возникнет ошибка и программа завершится. Чтобы избежать этого надо проверить имеется ли в поле Edit1символы? И в зависимости от этого условия продолжить выполнять процедуру или вернуться к вводу данных. Следовательно, мы должны использовать алгоритмическую структуру «Ветвление».

      Читайте также:  Шампунь садко богатый гость

      Изучить с учащимися правила записи ветвления на языке Delphi.

      Изменненая процедура обработки нажатия кнопки «+»

      procedureTForm1.BitBtn17Click(Sender: TObject);
      begin
      ifedit1.Text<>» thenx:=strtofloat(edit1.text);
      kod := ‘+’;
      edit1.Clear;
      end;

      Аналогично создатьпроцедуры обработки нажатий кнопок «», «/», «*»

      3. Создать процедуру обработки нажатия кнопки «=». В этой процедуре необходимо в зависимости от значения переменной kod выполнять четыре разных операции. Такая структура называется «Множественное ветвление» или «Выбор».

      Изучить с учащимися правила записи структуры «Выбор» на языке Delphi.

      procedure TForm1.BitBtn19Click(Sender: TObject); кнопка «=»
      begin
      if edit1.Text<>» then y:=strtofloat(edit1.text); впеременную y кладем edit1.text
      case kod of
      ‘+’: z:=x+y;
      ‘-‘: z:=x-y
      ‘*’: z:=x*y;
      ‘/’: z:=x/y
      end ;
      edit1.Text:=floattostr(z) вывод в поле Edit1 значение переменной z
      end;

      3 урок «Написание процедур вычисления основных функций»

      I. Создать процедуры вычисления функции «X в степени Y». Для этого необходимо:

      1. Изучить тему «Циклы на языке Delphi».

      2. Создать процедуру обработки нажатия кнопки «X в степени Y».

      procedure TForm1.BitBtn24Click(Sender: TObject);
      begin
      x:= strtofloat(edit1.text);
      kod := ‘^’;
      edit1.Clear;
      end;

      3. Добавить в процедуру нажатия кнопки «=» следующий код

      II. Создать процедуры вычисления остальных функций. При вычислении тригонометрических функций учесть, что компьютер работает с радианной мерой углов.
      Например, процедура вычисления квадратного корня

      Процедура вычисления функции sin

      4–5 урок. «Написание процедур работы с меню и усовершенствование калькулятора»

      У любой программы имеется система меню, которая позволяет выполнять разные сервисные функции. Создадим для нашего калькулятора меню, которое будет состоять, например, из следующий пунктов: «Файл», «Правка», «Справка». Для этого: поместить на форму объект MainMenu (в любое место формы, этот объект будет невидим при выполнении)

      • Два раза щелкнуть левой кнопкой мыши по этому объекту на форме.
      • Выделить в появившейся форме пунктирное поле и в инспекторе объектов в свойство Caption ввести «Файл».
      • Аналогично создать пункты меню «Правка» и «О программе».
      • В меню «Файл» создать пункт «Выход», а в «Правка» — пункты «Копировать» и «Вставить».
      • Закрыть форму создания меню.

      procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject);
      begin
      close
      end; procedure TForm1.N4Click(Sender: TObject);
      begin
      Edit1.CopyToClipboard; / копироватьвбуферобмена/
      end;

      procedure TForm1.N5Click(Sender: TObject);
      begin
      Edit1.PasteFromClipboard; /вставить из буфера обмена/
      end;

      Создание меню

      Читайте также:  Insydeh20 setup utility обновить биос

      Для создания справки создадим еще одну форму с именем Form2, на которой можно разместить справочные сведения и информацию об авторах программы. Для размещения текста можно воспользоваться объектом Memo, который представляет из себя почти готовый текстовый редактор, и объектом Image для размещения графики и фотографий. Для открытия формы воспользуемся командой Form2.ShowModal.

      Процедура открытия формы «Справка»

      procedure TForm1.N8Click(Sender: TObject);
      begin
      Form2.ShowModal Открытие формы «Справка»
      end;

      Усовершенствование калькулятора

      В зависимости от желания и уровня подготовки, каждый учащийся может по-своему модернизировать программу. Кто-то пожелает просто улучшить интерфейс программы, а другой захочет превратить свой простой калькулятор в инженерный, добавив разнообразные математические функции, логические операции и функции, работу с 2-ми, 8-ми и 16-ми числами. В Приложении 3 приведен пример одного калькулятора.

      Заключение. На уроках информатики проектная форма организации работы позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся, активизирует исследовательскую работу и позволяет выбрать индивидуальный темп и сложность выполнения работы.
      Кроме проекта «Стандартный калькулятор» я использую и другие работы, например «Вычисление площади фигуры методом Монте-Карло» (см. Приложение 4), «Нахождение корней уравнения методом половинного деления (см. Приложение 5), «Расчет электрических цепей (см. Приложение 6) и другие.

      • Скачать презентацию (0.12 Мб) 10 загрузок 3.0 оценка

      СТРОКОВЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР В DELPHI. СТРОКОВЫЕ ФУНКЦИИ Авторпрезентации: Комиссарова Е.Н. МОСКВА 2010-2011 уч. год. Департамент Западного окружного управления образования ГОУ СОШ № 714

      Размещение элементов на форме

      Программный код. procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin Label1.Caption:=Copy(Edit1.Text, StrToInt(Edit2.Text),StrToInt(Edit3.Text)); end;

      procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin Label1.Caption:=’Длинастроки =’+IntToStr(Length(Edit1.Text)); end;

      procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject); var i: integer; begin i:=StrtoInt(InputBox(‘Ввод кода’,’Введите код от 0 до 255′,’ ‘)); Label1.Caption:=’Символкода’+IntToStr(i)+’ равен ‘+chr(i); end;

      procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject); begin Label1.Caption:=’Кодсимвола’+ ‘a’+’равен’+IntToStr(ord(‘a’)); end; procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject); begin close; end;

      Программный код. procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin Label1.Caption:=Copy(Edit1.Text, StrToInt(Edit2.Text),StrToInt(Edit3.Text)); end; procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin Label1.Caption:=’Длинастроки = ‘+IntToStr(Length(Edit1.Text)); end; procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject); var i: integer; begin i:=StrtoInt(InputBox(‘Ввод кода’,’Введите код от 0 до 255′,’ ‘)); Label1.Caption:=’Символкода ‘+IntToStr(i)+’ равен ‘+chr(i); end; procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject); begin Label1.Caption:=’Кодсимвола ‘+ ‘a’+’ равен ‘+IntToStr(ord(‘a’)); end; procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject); begin close; end;

      «>

      Оцените статью
      Добавить комментарий

      Adblock
      detector