- Что ты хочешь узнать?
- Ответ
- Проверено экспертом
- Принцип локальности
- Базовые типы и методы внутри стандартных типов
- Стандартные функции
- Операции целочисленного деления и остатка
- Работа с отдельными цифрами числа
- Логические выражения и условный оператор
- Логические переменные и выражения
- Содержание
- Константы [ править ]
- Секция «var» [ править ]
- Простейшие типы [ править ]
- Тип строка [ править ]
- Тип целое число integer [ править ]
- Тип вещественное число real [ править ]
- Тип символ [ править ]
- Секция «begin — end» [ править ]
- Комментарии [ править ]
- Массивы [ править ]
- Статические [ править ]
- Матрицы [ править ]
- Двумерные [ править ]
- Трехмерные [ править ]
- N-мерные матрицы [ править ]
- Статические и динамические массивы [ править ]
- Понятие индекса массива [ править ]
- Индекс в виде значения элемента массива [ править ]
- Операторы, стандартные процедуры и функции [ править ]
- Вывода на экран [ править ]
- Вывод текста [ править ]
- Вывод значений переменных [ править ]
- Ввод данных с клавиатуры [ править ]
- Условный оператор [ править ]
- Сравнение [ править ]
- Оператор case [ править ]
- Оператор цикла while [ править ]
- Счетчик [ править ]
- Оператор break [ править ]
- Новая итерация цикла [ править ]
- Функции [ править ]
Что ты хочешь узнать?
Ответ
Проверено экспертом
function ReadInteger(prompt: string): integer;
Выводит приглашение к вводу и возвращает значение типа integer, введенное с клавиатуры
function ArrRandom(n: integer := 10; a: integer := 0; b: integer := 100): array of integer;
Возвращает массив размера n, заполненный случайными целыми значениями
function Println(delim: string := ‘ ‘): sequence of T;
Выводит последовательность на экран, используя delim в качестве разделителя, и переходит на новую строку.
procedure Assert(cond: boolean; sourceFile: string := »; line: integer := 0);
Выводит в специальном окне стек вызовов подпрограмм если условие не выполняется
лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике
Принцип локальности
В обычном Паскале описание переменных обычно находится до тела программы:
Если программный код достаточно большой, то такой вариант инициализации переменных весьма неудобен. В Pascal abc.net переменные могут описываться внутри тела программы — между begin и end и инициализироваться при описании.
В этом состоит принцип локальности: переменная описывается непосредственно перед началом своего использования.
Внутриблочные переменные позволяют сильно уменьшить количество глобальных переменных в разделе описания.
Т.е. чем ближе к месту использования описывается некоторый программный объект, тем читабельней код и модифицируемей программа.
var n,i,p:integer; begin read(n); . p:=1; for i:=1 to n do p:=p*i; .
begin var n:integer; read(n);
ИЛИ
begin var n:=ReadInteger(‘введите n: ‘);
var p:=1; // канонический способ — тип определяется по правой части for var i:=1 to n do p:=p*i; // можно заменить на компактную форму p*=i; print (p); // write() заменяем на print() end.
Теперь этот фрагмент кода можно вырезать и перенести в функцию или в модуль. В этом и заключается модифицируемость.
var n:=ReadInteger(); var n:=ReadReal();
var a: integer; b: real; begin a := 1; writeln(‘a := 1; a = ‘,a); a += 2; // Увеличение на 2 writeln(‘a += 2; a = ‘,a); a *= 3; // Умножение на 3 writeln(‘a *= 3; a = ‘,a); writeln; b := 6; writeln(‘b := 6; b = ‘,b); r /= 2; writeln(‘b /= 2; b = ‘,b); end.
для нескольких заданных x.
begin writeln(‘Введите значение x’); var x:=ReadReal; var a:=(x-3)*(x-3)*(x-3); var y:= 5*sqr(a)-8*a+2; writeln(‘Значение функции для x = ‘, y); end.
Задача abc_net 1. Найдите расстояние между двумя точками с заданными координатами (x1,y1) и (x2,y2) на плоскости. Расстояние вычисляется по формуле:
Проверьте правильность вашей программы на следующих значениях:
Базовые типы и методы внутри стандартных типов
Для обращения к методам используется точечная нотация:
var i:integer; i. . // выпадает список методов для целочисленных i.MaxValue; i.MinValue; i.ToString;
begin var a:=1.0; var b:=0.0; print (a.MinValue); // -1.79769313486232E+308 print (a/b); // в прежних компиляторах выдается RunTime Error — исключение // в abc.net результатом будет бесконечность print(Sqrt(-1)); // результат NAN — не число
Исключение — управляемая ошибка, которую можно перехватывать и погашать.
WritelnFormat(‘f(<0>, <1>) = <2>’, a, b, c);
то нужно просто заменить a, b на , :
WritelnFormat(‘ <0>+ <1>= <1>+ <0>= <2>’, a, b, x + y)
Стандартные функции
Обмен значениями переменных происходит без использования буферной переменной:
Поиск максимального и минимального значения:
Операции целочисленного деления и остатка
То есть, число N div K показывает, сколько полных раз K «помещается внутри» N.
Число N mod K показывает, что «остаётся от N» после того, как из него «убрали» максимальное число фрагментов размером K.
Работа с отдельными цифрами числа
begin var a := abs(readinteger); // модуль числа println(a div 100 + (a div 10) mod 10 + a mod 10); end.
Приведите лог работы программы с одним из введенных чисел в форме комментария.
Логические выражения и условный оператор
Логические переменные и выражения
Логическое выражение после его вычисления возвращает значение True (истина) или False (ложь).
Логическое выражение может включать:
- логические переменные (имеют тип: boolean );
- логические операции ( or , and , xor , not );
- операции сравнения чисел и числовых переменных (например, x , где x и y имеют тип real или integer).
begin var (a, b) := readinteger2; println(a > b); end.
Чаще всего логические выражения используются внутри условного оператора, который выполненяет определённые действия в зависимости от истинности выражения:
Короткая форма условного оператора:
if then // выполнится, если возвращает True
При использовании нескольких операторов в одном условии необходимы операторные скобки begin..end :
if then begin . end
Важно: Не следует ставить точку с запятой перед else
begin var a := readinteger; if (a > 0) then a := a + 1 else a := a — 1; println(a); end.
begin var x, y: integer; // аргументы функции f Write(‘Введите числа x, y: ‘); Readln(x, y); var f: integer; // записать в переменную f значение функции f(x, y) . WritelnFormat(‘f(<0>, <1>) = <2>’, x, y, f); end.
Рассмотрим оператор на примере:
Вводится номер единицы длины (целое число в диапазоне 1–5) и длина отрезка в этих единицах (вещественное положительное число). Найти длину отрезка в метрах.
begin var n := readinteger(‘Введите номер единицы:’); var a := readreal(‘Введите длину в заданных единицах:’); case n of 1: a /= 10; // дециметр 2: a *= 1000; // километр 4: a /= 1000; // миллиметр 5: a /= 100; // сантиметр end; println(‘Длина в метрах:’, a); end.
- Основы
- Таблица типов
- Справочные примеры PascalABC
Комбинация клавиш | Описание |
---|---|
Ctrl + S | Сохранение |
F1 | Справка |
Ctrl + Shift + F | Форматирование кода |
Перед чтением данной статьи Вы должны быть уверены в том, что у Вас есть какие-либо знания по программированию.
Содержание
Программы в данной IDE строятся так:
Константы [ править ]
В данной секции располагаются определенные пользователем константы. Синтаксис объявления констант выглядит так:
Секция «var» [ править ]
Данная секция предназначена для переменных и массивов. Переменные объявляются так:
Простейшие типы [ править ]
Тип строка [ править ]
Тип строка — это тип переменных, который позволяет хранить в переменной любой текст. Объявление строковой переменной:
Строки могут быть не более 255 символов. Изначальное значение строковых переменных — это «пустая строка» — ».
Операция | Описание |
---|---|
s1 + s2 | Объединение строк |
s1*n | Дублирование строки n раз |
Тип целое число integer [ править ]
Кроме типа string в PascalABC.Net есть еще тип целое число — «integer». Само число a может принимать (в PascalABC.Net) значения от -2147483648 до 2147483647. Пример объявления переменной типа integer:
Операция | Описание |
---|---|
a + b | Сложение чисел |
a — b | Разность чисел |
a * b | Произведение чисел |
a div b | Целочисленное деление |
a mod b | Остаток от деления |
Тип вещественное число real [ править ]
Декларация переменной типа real:
Пример присваивания переменной данного типа:
Операция | Описание |
---|---|
a + b | Сложение чисел |
a — b | Разность чисел |
a * b | Произведение чисел |
a / b | Частное чисел |
Тип символ [ править ]
Тип символ или «char» используется в основном для хранения одного любого символа вне зависимости от того, является ли данный символ буквой или цифрой. Объявление переменной символьного типа:
Секция «begin — end» [ править ]
Данный раздел программы содержит все команды, выполняемые при ее запуске. Данная секция программы выглядит так:
Комментарии [ править ]
Комментарий — это часть кода, которую игнорирует компилятор. Он создается следующим образом:
Массивы [ править ]
Массивы — это именованный список элементов одного типа.
P. S. Для работы с массивами существует учебный модуль Arrays.
Статические [ править ]
Статические массивы имеют фиксированный размер. Общий синтаксис объявления данных массивов выглядит так:
, где N — длина массива.
Матрицы [ править ]
Двумерные [ править ]
Матрица — это n-мерный список значений, имеющий свой тип и ограниченный некоторыми значениями. Пока будем рассматривать только статические двухмерные и трехмерные матрицы. Перед тем, как перейти к их изучению вспомни таблицы в Excel. Каждая таблица имеет свой размер — ширину и длину. Возьмем за правило ассоциировать двухмерные матрицы с таблицами. Объявление матрицы:
, где N, M количество строчек и столбцов соответственно.
Трехмерные [ править ]
Трехмерный матрицы обладают третьим измерением:
N-мерные матрицы [ править ]
Декларация N-мерной матрицы:
, где A..Z означают количество элементов в соответствующем измерении.
Статические и динамические массивы [ править ]
Динамические массивы позволяют управлять количеством элементом в каждом из их измерений во время выполнения программы.
Пример объявления массива: | Статический | Динамический | Вызов SetLength (для динамического массива) |
---|---|---|---|
Векторный |
Понятие индекса массива [ править ]
Индекс массива — это номер элемента массива. Индекс может принимать значения [0, N — 1], где N — количество элементов некоторой размерности. Обращение к элементу одномерного массива с некоторым индексом:
Составим таблицу, которую следует запомнить:
Где i, j, k — индексы.
Индекс в виде значения элемента массива [ править ]
Индексом может быть значение элемента массива:
Операторы, стандартные процедуры и функции [ править ]
Вывода на экран [ править ]
Вывод текста [ править ]
Вывести текст — это значит отобразить текст на экране. Общий синтаксис для вывода текста выглядит так:
Вывод значений переменных [ править ]
Вывод значений произвольного количества переменных:
Для перехода на новую строку после вывода последнего значения используйте Writeln вместо Write.
Ввод данных с клавиатуры [ править ]
Чтение с клавиатуры — это процесс ввода данных с клавиатуры и запись в соответствующий элемент программы этих данных. Элементами программы являются как переменные, так и элементы массивов. Тип данных, вводимых с клавиатуры, должен соответствовать типу элемента, в который записываются данные с клавиатуры. Использование Readln для чтения с клавиатуры и перехода на новую строку:
Условный оператор [ править ]
Общий синтаксис условного оператора if:
Команды . будут выполнены только при истинности условия.
Сравнение [ править ]
Условные обозначения в программировании операций сравнения приведены в таблице:
Общий синтаксис сравнения двух величин:
Оператор case [ править ]
Оператор case используется для сопоставления значения некоторого выражения с константными значениями:
Если некоторое i-тое константное выражение совпадает с значением выражения, то i-ая группа операторов будет выполнена. Группа операторов после else будет выполнена, если значение выражения не совпало ни с одной из констант. begin — end не нужны, если после двоеточия только один оператор.
Оператор цикла while [ править ]
Оператор цикла позволяет выполнять группу операторов (или один) циклически пока условие является истинным.
Счетчик [ править ]
«Счетчик» — это оператор цикла for, выполняющий группу операторов определенное количество раз. Общий синтаксис оператора цикла for:
Если второе значение меньше первого — используйте downto вместо to.
Оператор break [ править ]
Для выхода из цикла можно использовать break:
Новая итерация цикла [ править ]
Для завершения текущей итерации цикла и начала другой используйте оператор continue.
Функции [ править ]
Общий синтаксис описания функции:
Можно устанавливать значение переменной Result для указания возвращаемого значения.