- Какой линией подчеркивается дополнение?
- Как отличить дополнение от подлежащего?
- Как найти дополнение в предложении?
- Как подчеркивается определение?
- Как выражается определение в предложении?
- Как подчеркивается обстоятельство?
- Какие вопросы задаются к обстоятельству?
- Что мы знаем о частях речи
- Что такое синтаксическая роль
- Как и что подчеркивается?
- Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
- Таблица-помощник
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Оценка статьи
- Содержание
- Бонус
- Главные и второстепенные члены предложения
- Как определить роль существительного
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Определение
- Обстоятельство
Дополнение подчеркивается штриховой линией, определение — волнистой линией, обстоятельство — линией «штрих-точка-штрих-точка». Узнаем, какие вопросы следует задавать к этим второстепенным членам.
В распространенном предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены:
Каждый из этих видов второстепенных членов при выполнении синтаксического разбора предложения подчеркивается определенной линией. Уточним, как подчеркивается дополнение, определение и обстоятельство, какие вопросы следует к ним задавать в предложении.
Какой линией подчеркивается дополнение?
Вспомним, что такое дополнение.
У костра Иван Петрович размешивал (чем?) ложкой (что?) кашу в котелке.
Нас (кого?) окружает зеленый мир растений (Д. Трайтак).
Как отличить дополнение от подлежащего?
Чаще всего дополнение выражается существительным или местоимением. Как отличить его от подлежащего, которое может быть выражено словами этих же частей речи?
Запомним, что подлежащее выражается существительным в форме именительного падежа, который называются прямым. Подлежащее со сказуемым составляют грамматическую основу предложения. Дополнение же обозначается существительными в форме косвенных падежей и зависит от сказуемого. Действие, обозначенное сказуемым, переходит на предмет, обозначенный существительным в форме косвенного падежа, например:
Победитель шахматного турнира получил (что?) награду .
Маша усердно готовилась (к чему?) к экзамену .
Как найти дополнение в предложении?
Чтобы найти дополнение в предложении, предпримем несколько последовательных шагов:
- выделим грамматическую основу предложения;
- найдем среди второстепенных членов предложения существительное (местоимение);
- от сказуемого зададим к нему падежный вопрос, обозначив стрелочкой;
- определим падеж существительного;
- если это косвенный падеж, то это дополнение;
- подчеркнем дополнение штриховой линией.
Котенок вылакал (что?) молоко из блюдечка.
Как подчеркивается определение?
На каменных (на каких?) ступенях многоэтажного (какого?) дома лежал (какой?) обычный серый кот (М. Пришвин).
Как выражается определение в предложении?
Определение выражается словами разных частей речи:
В зависимости от способа выражения этого второстепенного члена различают в предложении согласованные и несогласованные определения.
Определение может быть выражено прилагательным с зависимыми словами и причастным оборотом, например:
В окна, косо вырезанные в крыше , были видны темные силуэты фруктовых деревьев и далекое , сплошь белое от лунного света поле.
Как подчеркивается обстоятельство?
Обстоятельство зависит от сказуемого, от которого к этому второстепенному члену предложения следует задавать синтаксический вопрос:
А в конце зимы (когда?) мы своих снегирей выпускали (куда?) на волю (В. Песков).
Какие вопросы задаются к обстоятельству?
По значению различают разные виды обстоятельств, к каждому из которых задается свой синтаксический вопрос:
- распустились когда? весной;
- помню с каких пор? с детских лет;
- расстроиться почему? из-за неудачи;
- отсутствовать по какой причине? по болезни;
- остаться зачем? для выяснения обстоятельств;
- идем с какой целью? узнать;
- спускаться как? осторожно;
- готовиться каким образом? тщательно;
- почернелый в какой степени? слегка;
- зрелый насколько? почти;
отправимся несмотря на что? несмотря на мороз;
не прибудет вовремя при каком условии? в случае задержки рейса;
Обстоятельства выражаются словами разных частей речи и сочетаниями слов:
- наречием ( глубоко нырнуть);
- существительным в косвенном падеже (расстроиться от досады );
- деепричастием и деепричастным оборотом (вздохнуть, отвернувшись от нас );
- инфинитивом (присесть п ослушать прибой);
- фразеологическим выражением (написано черным по белому ).
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Что такое синтаксическая роль
Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.
Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.
Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).
Рассмотрим пример с существительным.
Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)
Читать – ее страсть . (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)
В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.
Я прочитал статью . (прочитал что? статью; это дополнение)
У меня есть юбка в клетку . (юбка какая? в клетку; это определение)
Мы уехали из города . (уехали откуда? из города; это обстоятельство)
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения
Как подчеркивается
Вопросы
Части речи
Кто? Что? о чем говорится в предложении?
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)
Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)
Вопросы косвенных падежей
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание
Какой? чей? который по счету?
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?
Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 201.
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
Содержание
- Что мы знаем о частях речи
- Что такое синтаксическая роль
- Как и что подчеркивается?
- Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
- Таблица-помощник
- Что мы узнали?
Бонус
-
Тест по теме
-
Как подчеркиваются части речи?
- "Не" с глаголами пишется раздельно
- Подлежащее и сказуемое
- Роль имен существительных в речи
- На какие вопросы отвечает прилагательное
- Число имен существительных
- Единственное число существительных
- Множественное число существительных
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1.
Денки Каминари 69
- 2.
Алина Сайбель 38
- 3.
Ольга Жаркова 25
- 4.
Alex Samin 23
- 5.
Михаил Тяпин 16
- 6.
User1 10
- 7.
Аркадий Кондюков 9
- 8.
Kirra C. 5
- 9.
Галина Кузнецова 5
- 10.
Дмитрий Мантуров 5
- 1.
Мария Николаевна 14,295
- 2.
Кристина Волосочева 13,830
- 3.
Лариса Самодурова 13,785
- 4.
Ekaterina 13,631
- 5.
Liza 13,310
- 6.
Юлия Бронникова 13,260
- 7.
Алина Сайбель 13,142
- 8.
Darth Vader 12,816
- 9.
TorkMen 12,566
- 10.
Влад Лубенков 12,025
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Предложения в русском языке состоят из имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий и других элементов. Каждое слово в тексте выполняет определённую роль. В рамках морфологического или синтаксического разбора учащимся приходится определять, как подчёркивается имя существительное. Тип и количество линий зависят от того, является ли исследуемое слово главным (подлежащим, сказуемым) или второстепенным (обстоятельством, определением или дополнением).
Главные и второстепенные члены предложения
Чтобы сделать правильные выводы о роли имени существительного (далее — ИС), стоит ориентироваться по совокупности характеристик. Сначала выясняют, какую вопросительную конструкцию можно подставить к слову. В случае с ИС вариантов немного. К нему подходят вопросы «Кто?» и «Что?», а также их вариации в косвенных падежах, которых всего пять.
Имя, стоящее в И. п., выполняет функцию подлежащего или сказуемого. Оба элемента — основные члены предложения. Когда к объекту или предмету подходит вопрос в косвенном падеже, можно быть уверенным, что это дополнение, определение или обстоятельство. В лингвистике их синтаксическая роль является второстепенной.
Разбор лексических конструкций выполняют в таком порядке:
- Выписывают фразу, в которой должно быть и определяемое слово, и то, с которым последнее тесно связано по смыслу.
- Задают вопрос, определяют синтаксическую роль.
- Подчёркивают такой линией, которая предусмотрена для этого случая.
С учётом синтаксической функции, ИС подчёркивается следующим образом:
- обстоятельство — чертой, состоящей из чередующихся точек и коротких тире;
- определение — волнистой линией;
- дополнение — одинаковыми чёрточками (штрихами);
- сказуемое — двумя прямыми линиями;
- подлежащее — одним ровным отрезком.
Во всех случаях для обозначения роли слов используется простой карандаш.
Главные и второстепенные члены предложения
Пример: Как прекрасна природа ясным зимним утром!
Нужно определить синтаксическую роль слова «утром». Подходящее вопросительное слово «Когда?», значит, в этом случае рассматриваемая часть речи играет роль обстоятельства.
Нужно учитывать, что все предложения делятся на двусоставные и односоставные. Ко второму типу относятся те, что состоят из одного главного члена. Это значит, что в них есть либо только подлежащее, либо сказуемое, а остальные слова выполняют второстепенную функцию.
Как определить роль существительного
Чтобы понять, как подчёркивать существительное в словосочетании рядом с прилагательным или глаголом, подставляют вопросы. Если таким способом не получается определить, выясняют, какова роль этого слова. Зачем данная лексическая единица в предложении? Что показывает? Что изменится, если его убрать?
Подлежащее
Этот член подчёркивают одной прямой линией. Он всегда будет ответом на вопросы прямого падежа «Кто?», «Что?». Примеры:
- С самого утра идёт (что?) снег.
- На улице залаяла (кто?) собака.
- Молодая (кто?) учительница начала вести урок.
Определение и роль подлежащего
Важно различать существительные, стоящие в именительном и винительном падежах. Во втором варианте неодушевлённое существительное имеет такой же вид, как в И. п., например, «Вижу (что?) лес», но подлежащим не является. Для проверки нужно подставить одушевлённый объект. Пример: Вижу (кого?) мальчика.
Сказуемое
В этой роли существительное может стоять рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его двумя прямыми линиями. В этом случае ИС представляет собой часть составного именного сказуемого. В прошедшем и будущем времени слово употребляется с глаголом быть, в настоящем — без него. Примеры:
- Та девушка была моей подругой.
- Люда — моя сестра.
- Этот ребёнок будет моим крестником.
«Сестра», «подруга» и крестник» — составные сказуемые, именная часть которых выражена ИС.
В составном сказуемом двойными прямыми линиями подчёркиваются и существительное, и глагол.
Дополнение
Если дополнение выражено существительным, его легко обнаружить в простом и сложном предложении. По смыслу существительное привязано к сказуемому, к которое отвечает на «что делает?» и его варианты в разных временах и наклонениях. Примеры:
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и подчёркиваются пунктирной линией. Они разъясняют, уточняют и конкретизируют, что сделал объект, о котором идёт речь.
Информация о дополнении
Определение
Определение называет признак предмета. В предложении его функция состоит в том, чтобы показать признак или принадлежность предмета. Примеры с существительными:
В первом случае видно, что существительное стоит рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его волнистой линией.
Определение, выраженное именем существительным, обычно стоит в родительном падеже, реже — дублирует грамматическую форму определяемого ИС. Во втором случае его называют приложением. Это разновидность определения и тоже подчёркивается волнистой чертой. Примеры:
- Разлилась река (какая?) Дон.
- В окно я увидел девочку-(какую?) подростка.
- Расцвели цветочки (какие?) васильки.
Слова «Дон», «подростка» и «васильки» — приложения.
Особенности определений
Обстоятельство
Это довольно непростой член предложения, бывает выражен какими угодно частями речи, включая местоимения, числительные, деепричастия, причастия и наречия. Если существительное стоит в одном из косвенных падежей, чаще всего это означает, что оно играет роль обстоятельства. Вопросительные конструкции, которые к нему подходят:
- «где?», «куда?», «откуда?»;
- «почему?», «отчего?», «по какой причине?», «на каком основании?»;
- «как?»;
- «зачем?», «с какой целью?» и т. д.
Штрих-пунктирная линия, обозначающая обстоятельство
Обстоятельство подчёркивают одной линией, состоящей из тире и точек.
Возможные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Различают 8 разновидностей: обст-во уступки, условия, сравнения, цели, причины, места, образа действия и степени, времени. Примеры:
- (Где?) На картине нарисован снег.
- Сверчок тикает, (как?) как ходики.
- Уехал (куда?) на отдых.
- Физкультурой нужно заниматься (зачем?) для укрепления организма.
Таким образом, главное — правильно задать вопрос и выяснить, в каком падеже стоит слово.